С 1 января 2023 года в Законе № 44-ФЗ поменяли более 30 закупочных правил, которые повлияют на работу заказчиков.
Изменения с 1 января 2023 года
Основное изменение |
Стало |
Было |
---|---|---|
Основное изменение |
Стало |
Было |
Описание объекта закупки |
||
При описании объекта закупки из специального перечня заказчики должны предъявлять экологические требования и указывать долю вторичного сырья, которое использовали при производстве товара |
Утвердили перечень товаров, при закупке которых в описании объекта нужно указывать экологические требования. В перечень вошли пять групп товаров, в том числе покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, а также бумажные полотенца и салфетки |
Нормы не было |
Требования к участникам закупки |
||
В извещении заказчики устанавливают требования к участникам об отсутствии обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг или близкие родственники являются:
К выгодоприобретателям относят физических лиц, которые владеют напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо владеют напрямую или косвенно долей, которая превышает 10% в уставном капитале |
Уточнили, что является конфликтом интересов в рамках единых требований к участникам закупки (п. 2 ст. 2 Закона от 11.06.2022 № 160-ФЗ) |
Устанавливалось требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов |
Квотирование |
||
Заказчики должны закупать минимальную долю российских товаров из специального перечня в повышенном размере |
Для некоторых товаров с минимальной долей предусмотрели повышенный процент. Например, для устройств хранения данных по ОКПД2 26.20.2 размер минимальной доли российских товаров с 1 января 2023 года — 50 процентов |
Заказчики в 2022 году закупали минимальную долю российских товаров из специального перечня в меньшем объеме. Например, для устройств хранения данных по ОКПД2 26.20.2 размер минимальной доли российских товаров в 2022 году составлял 40 процентов |
Антидемпинговые меры |
||
Заказчик принимает решение об отказе заключать контракт с участником, который не подтвердил добросовестность при демпинге. Протокол в данной ситуации не формируется и не публикуется |
Исключили требование формировать протокол об отказе заключать контракт с участником, который не подтвердил добросовестность при демпинге |
Комиссия по закупкам принимала решение об отказе заключать контракт с участником, который не подтвердил добросовестность при демпинге. Решение комиссии оформлялось протоколом, который заказчик размещал в ЕИС не позднее одного рабочего дня |
Обеспечение заявки |
||
Денежные средства блокируются на счете для их перевода в случаях:
|
Уточнили цели блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на специальных счетах в банке |
Уточнения не было |
Оператор ЭТП направляет через 15 рабочих дней после размещения протокола в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, который подал третью несоответствующую заявку |
Сократили срок, в течение которого оператор ЭТП направляет в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, который подал третью несоответствующую заявку (если обеспечение вносилось деньгами) |
Оператор ЭТП направлял через 30 календарных дней после размещения протокола в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, который подал третью несоответствующую заявку |
Оператор ЭТП направляет через 15 рабочих дней после размещения протокола заказчику информацию об участнике закупки, который подал третью несоответствующую заявку |
Сократили срок, в течение которого оператор ЭТП направляет заказчику информацию об участнике закупки, который подал третью несоответствующую заявку (если обеспечение проводилось независимой гарантией) |
Оператор ЭТП направлял через 30 календарных дней после размещения протокола заказчику информацию об участнике закупки, который подал третью несоответствующую заявку |
Независимая гарантия |
||
Независимая гарантия должна содержать сумму, которая подлежит уплате по статье 44 Закона № 44-ФЗ (в случае внесения уклониста в РНП или признания третьей заявки несоответствующей) |
Уточнили требования к содержанию независимой гарантии и к пониманию назначения суммы независимой гарантии |
Независимая гарантия должна была содержать только сумму, которая подлежит уплате по части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ (в случае признания третьей заявки несоответствующей) |
Электронный конкурс |
||
У участников конкурса появилась возможность спуститься ниже нуля и предложить цену за право заключения контракта |
Участникам конкурса дали возможность подать предложение ниже нуля и предложить цену за право заключения контракта |
Возможности не было |
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявку отклоняют в случаях: непредставления в заявке информации и документов, которые предусмотрены в извещении... <...> |
Уточнили основания для отклонения по вторым частям заявок на участие в конкурсе |
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявку отклоняют в случаях: непредставления участником закупки оператору электронной площадки в заявке информации и документов, которые предусмотрены в извещении... <...> |
Электронный аукцион |
||
Участники аукциона вправе подать ценовое предложение, размер которого превышает 100 млн руб. |
Убрали ограничение по сумме для участников при подаче ценовых предложений на право заключить контракт |
Не допускалась подача ценового предложения, размер которого превышает 100 млн руб. |
Электронный запрос котировок |
||
Минобрнауки, государственные вузы и научные организации вправе закупать ТРУ электронным запросом котировок, независимо от НМЦК и годового объема закупок |
Продлили на 2023 год правила для безлимитного запроса котировок в Минобрнауки и государственных вузах |
Правило действовало до конца 2022 года |
Едпоставщик |
||
Заказчики вправе закупить у едпоставщика работы и услуги, которые выполняет только госорган, госучреждение или унитарное предприятие либо акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству, в соответствии с возложенными на них полномочиями |
Расширили перечень заказчиков, которые вправе закупать у едпоставщика по пункту 6 |
Заказчики были вправе закупить у едпоставщика работы и услуги, которые выполняет только госорган или подведомственное ему госучреждение или унитарное предприятие либо акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежит государству, в соответствии с возложенными на них полномочиями |
Заказчики вправе заключить контракт с едисполнителем на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и отходами I и II классов опасности |
Дополнили основание для закупок у едпоставщика по обращению с отходами по пункту 8 |
Заказчики были вправе заключить контракт с едисполнителем на услуги по обращению только с твердыми коммунальными отходами |
Заказчики вправе закупить у едпоставщика услуги по подготовке космонавтов, по организации обеспечения запуска космических аппаратов и управления ими в полете, по созданию, разработке, изготовлению, испытанию космической техники |
Добавили новое основание для закупки у едпоставщика в области космической деятельности |
Основания не было |
Оператор электронной площадки будет направлять заказчику даже единственное товарное предложение участника, если оно соответствует требованиям извещения заказчика, и заказчик сможет заключить контракт с таким единственным участником |
Разрешили заключать контракт с едпоставщиком по части 12 статьи 93, даже если была подана всего одна заявка |
Оператор электронной площадки не направлял заказчику товарные предложения поставщиков, если таких товарных предложений было меньше двух |
Заказчику при проведении закупок по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ будет доступна информация обо всех предварительных предложениях, которые разместили участники на всех электронных площадках |
Откроют доступ ко всем предварительным предложениям участников на всех электронных площадках с помощью ЕИС |
Норма не применялась |
Изменение контракта |
||
Заказчики вправе менять цену, объем и вид работ, а также срок исполнения контрактов по геологическому изучению недр |
Дополнили перечень контрактов, по которым можно менять существенные условия |
Основания не было |
Заказчики должны соблюдать предельные размеры цены контракта на геологическое изучение недр при внесении изменений в такие контракты |
Расширили правила соблюдения предельных цен контракта на контракты по геологическому изучению недр |
Норма не действовала в отношении контрактов на геологическое изучение недр |
Заказчики вправе менять существенные условия контрактов, предмет которых – выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, если выполнены условия:
|
Продлили право менять существенные условия контрактов, предмет которых – выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия |
Норма действовала до конца 2022 года |
Реестр контрактов |
||
При оформлении документов о приемке цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, иные стоимостные значения, включая сумму налога, — до 2 цифр после запятой |
Установили единые правила математического округления ценовых значений (подп. «з» п. 20 изменений из постановления № 1946) |
Нормы не было (подп. «м» п. 14 правил ведения реестра контрактов по постановлению № 60) |
В сведениях об исполнении контракта необходимо указывать сумму требований об уплате неустоек (в случае наличия в контракте условия об удержании неустойки) |
Дополнили сведения об исполнении контракта в части требований об уплате неустойки (подп. «з» п. 20 изменений из постановления № 1946) |
Нормы не было (подп. «р» п. 10 правил ведения реестра контрактов по постановлению № 60) |
В информации о контракте не подлежит проверке следующая информация о реквизитах:
|
Оптимизировали проверку информации о контракте (подп. «з» п. 20 изменений из постановления № 1946) |
Исключений не было (подп. «д» п. 18 правил ведения реестра контрактов по постановлению № 60) |
Термины и определения |
||
Участник закупки — любое физлицо или юрлицо, кроме юрлица, местом регистрации которого является офшорное государство или территория из перечня по пункту 15 статьи 241 БК. |
Уточнили термин «участник закупки» |
Участник закупки — любое физлицо или юрлицо, кроме юрлица, местом регистрации которого является офшорное государство или территория из перечня по подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК |
ЭЦП |
||
Участники закупок — иностранные лица вправе использовать для подписи документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, которые созданы в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в России. При этом в ЕИС будут размещаться фамилия и инициалы владельца такой электронной подписи |
Иностранным участникам разрешили подписывать документы ЭЦП, которые выданы по правилам их государств |
У иностранных участников закупок не было права использовать ЭЦП |
Закупки юрлиц за счет субсидий |
||
На юрлица, которые проводят закупки за счет субсидий согласно бюджетному законодательству (п. 8, 8.1 ст. 78 БК, подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК), всегда распространяются положения Закона № 44-ФЗ |
На всех юрлиц за счет субсидий распространили действие Закона № 44-ФЗ |
На юрлица, которые проводят закупки за счет субсидий согласно бюджетному законодательству (п. 8, 8.1 ст. 78 БК, подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК), положения Закона № 44-ФЗ распространялись только в случае, если субсидии предоставлялись для передачи объектов инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность |
Совместные закупки |
||
Если стороной соглашения о проведении совместных конкурсов или аукционов является уполномоченный орган, который осуществляет исключительно полномочия на определение поставщиков для заказчика, контракт в случае проведения по результатам совместного конкурса или аукциона заключается самим заказчиком |
Дополнили правила проведения совместных аукционов и конкурсов |
Уточнения не было (п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ) |
Авансирование |
||
Заказчики — получатели федеральных средств — обязаны предусматривать в контрактах на поставку промтоваров по специальному перечню аванс в размере не менее 80 процентов, но не более ЛБО. Правило действует для контрактов, которые заключены в 2022–2024 годах |
Утвердили перечень промтоваров, при закупке которых федеральные заказчики должны установить аванс в размере 80 процентов. Правило действует с 4 января 2023 года на закупки промтоваров из перечня с установленным запретом допуска по части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ |
Перечня не было |
Отчет о закупках СМП и СОНО |
||
Заказчики должны в отчете о закупках у СМП указывать объем финобеспечения на лекарства для медицинского применения и медизделия. Информацию о сумме таких закупок нужно включать во вторую позицию раздела II и третью позицию раздела III формы отчета |
Дополнили информацию, которая подлежит включению в отчет о закупках у СМП и СОНО |
Включать в отчет информацию об объеме финобеспечения на лекарства для медицинского применения и медизделия не требовалось |
Нормы, которые перестанут работать с 1 января 2023 года
Какое правило перестанет действовать |
Как станет с 1 января 2023 года |
---|---|
Какое правило перестанет действовать |
Как станет с 1 января 2023 года |
Утратят силу правила обособленного банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств, а также правила упрощенного казначейского сопровождения (Федеральный закон от 28.05.2022 № 146-ФЗ, постановление Правительства от 02.08.2022 № 1368) |
В извещении и контракте не нужно будет прописывать специальные условия с информацией об обособленном банковском сопровождении |
Перестанет действовать норма о праве повышенного аванса до 50 процентов для федеральных заказчиков |
Федеральные заказчики будут устанавливать авансы по общим правилам в пределах 30 процентов |
Утратит силу норма о приостановке запрета авансирования в 2022 году |
Заказчики будут не вправе авансировать закупку работ или услуг из перечня, который утвердило Правительство. Правило действует при закупке за счет федеральных средств |
Заказчики больше не смогут проводить закупки без учета нормативных цен из ведомственного перечня |
Заказчики будут применять общие правила нормирования и проводить закупки с учетом нормативных цен из ведомственного перечня |
Перестает действовать правило подтверждения страны происхождения сертификатом СТ-1 для радиоэлектронной продукции, являющейся медизделием |
Подтверждать страну происхождения для таких товаров участники будут по общим правилам |
Нормы, которые заработали в конце 2022 года
Изменения в законодательстве на конец 2022 года
Что изменилось |
Описание изменений |
---|---|
Что изменилось |
Описание изменений |
Требования к участникам закупки |
Добавили новое требование к участникам закупки об отсутствии статуса иноагента. Заявки таких участников заказчики отклоняют за несоответствие единым требованиям.
|
Заключение контракта |
Уточнили, что участник закупки подписывает и размещает контракт на электронной площадке и в ЕИС без размещения в открытом доступе на официальном сайте. |
Изменение контракта |
Продлили право применять временные основания для внесения изменений в контракт до конца 2023 года. Также появилось новое основание для изменения контрактов с едпоставщиком. |
Закупки у едпоставщика |
Добавили новые основания для заключения контрактов с едпоставщиком. Продлили право заключать прямые контракты по дополнительным основаниям. Запретили размещать информацию о контрактах, которые заключены по допоснованиям на официальном сайте ЕИС. |
Обеспечение контракта |
Дополнили список закупок у едпоставщика, для которых не обязательно требовать обеспечение исполнения контракта. Продлили временное право не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств до конца 2023 года. |
Реестр контрактов |
Расширили перечень контрактов у едпоставщика, информация и документы о которых не размещаютсяв реестре контрактов в открытом доступе на официальном сайте ЕИС. |
Изменения в правительственных актах на конец 2022 года
Что изменилось |
Как было |
---|---|
Что изменилось |
Как было |
Ведомственный контроль |
Дополнили перечень организаций, которые проводят ведомственный контроль. Ведомственный контроль вправе проводить также государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». |
Аукционный перечень |
Утвердили перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчик обязан проводить аукционы. Ранее был утвержден перечень продукции, которую заказчики закупали электронным аукционом. |
Типовые условия контрактов для соисполнителей из числа СМП и СОНО |
Сократили срок оплаты для субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО до семи рабочих дней. |
КТРУ |
Привели в соответствие норму о запрете на использование в описании объекта закупки по КТРУ допхарактеристик при закупке радиоэлектронной продукции с запретом на допуск. Также уточнили, как указывать характеристики отсутствующего в КТРУ объекта закупки, при проведении электронных процедур |
ЕАТ «Березка» |
Отменили обязанность использовать ЕАТ «Березка» для Росгвардии, ФСО и подведомственных им федеральных казенных учреждений. |
Едпоставщик |
Продлили право закупать у едпоставщика по региональным актам на основании постановления № 339. |
Правила взимания платы операторами ЭТП с победителей закупок |
Правила привели в соответствие с оптимизационными изменениями. Если у участника открыт специальный счет для обеспечения заявок, оператор ЭТП не позднее одного рабочего дня со дня осуществления заказчиком действий по пункту 1 части 4, части 5 и подпункту «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона № 44-ФЗ вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств в размере платы к специальному счету. |
Требования к операторам ЭТП |
Уточнили правила информационного взаимодействия ЭТП и ЕИС в случае неразмещения документов на официальном сайте ЕИС. Уточнили, как оператор ЭТП формирует и размещает характеристики объекта закупки в ЕИС. |
План-график |
Уточнили, что формировать и размещать план-график в ЕИС должны также Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности и подведомственные им государственные учреждения и унитарные предприятия. |
Контроль по частям 5 и 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ |
Уточнили, как направлять на контроль информацию, которая не размещается на официальном сайте ЕИС. Также дополнили исключения, когда документы не направляются автоматически на контроль в территориальный орган. |
Отчет об объеме российских товаров |
Скорректировали правила заполнения отчета об объеме российских товаров. Теперь в графах 6 и 7 раздела 2 отчета необходимо указывать общий объем заключенных контрактов с минимальной долей. |
РНП |
Добавили основание для включения в РНП поставщика, который в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта. Также уточнили случаи, когда ФАС откажется включать сведения о таком поставщике в РНП. |
Дополнительные требования |
Добавили четыре новых доптребования к участникам закупки. Расширили доптребование по охране. Также уточнили, что, если доптребование предусматривает несколько видов опыта, участнику достаточно обладать хотя бы одним. |
Оценка заявок |
Включили новые определения в правила оценки заявок. Ввели новую формулу для оценки заявок по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги». Установили запрет на применение шкалы при оценке опыта участников. Уточнили, какую информацию и документы представляет участник для подтверждения квалификации. |
Реестр контрактов |
До 1 июля 2023 года приостановили требование включать информацию о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги. Также до 1 января 2024 года приостановили требование по формированию метки доверенного времени программно-аппаратными средствами ЭТП. |
Скорректировали перечень контрактов с едпоставщиком, сведения о которых не размещают на официальном сайте ЕИС. |
|
Казначейское сопровождение |
Изменили правила казначейского сопровождения контрактов и требование по экономическому обоснованию затрат при расширенном казначейском сопровождении. |
________________________________________________________________________________________
РЕГЛАМЕНТ ПРИЕМКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ознакомиться с Реглмаентом можно по ссылке: /file/aksubayevo/File/Реглмент.docx
Заказчикам необходимо определять в документации период либо дату, до которой товары должны сохранить пригодность.
Требование обозначать остаточный срок годности в процентах, по мнению Минэкономразвития, может повлечь неравные условия для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Подобной позиции придерживается ФАС в отношении остаточного срока годности лекарственных препаратов.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718
Определяя объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб., нужно учитывать также условия измененных и расторгнутых контрактов.
Из разъяснения Минэкономразвития можно сделать следующий вывод. Если контракт расторгли, при расчете объема закупок у единственного поставщика во внимание принимается не первоначальная цена, а фактическая стоимость контракта.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 N Д28и-3349
В объеме закупок, проводимых путем запроса котировок, необходимо учитывать также контракты, которые заключаются с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если запрос котировок признан несостоявшимся.
На основании Закона N 44-ФЗ заключение контрактов с единственным поставщиком в этой ситуации следует рассматривать как продолжение закупки, начатой путем проведения запроса котировок.
Ранее ведомство разъясняло: в РНП не отражается информация о единственном поставщике (исполнителе, подрядчике), который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил контракт. Исключением являются случаи, когда контракт заключен с единственным поставщиком, поскольку закупочные процедуры не состоялись.
Чтобы минимизировать риск привлечения к ответственности, в данном случае целесообразно направить сведения для включения в РНП.
Правительство определило дополнительные условия, при которых в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта заказчик вправе не устанавливать требование предоставить обеспечение контракта. Новые правила почти не отличаются от прежних.
Заказчик может не требовать обеспечение контракта, например, если проводит электронный аукцион среди субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом в проекте контракта не должна быть предусмотрена выплата аванса.
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 N 182
31 декабря 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон № 498-ФЗ принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.
В числе важных изменений следующие:
С 1 января 2015 г. у заказчиков появится обязанность обосновывать НМЦК (цену контракта) в соответствии со ст. 22 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ при формировании плана-графика на 2016 и последующие годы, в том числе по всем закупкам у единственного поставщика. Данный вывод отражен также в Письме Минэкономразвития России от 07.10.2014 N ОГ-Д28-7698.
При обосновании НМЦК (цены контракта) заказчики могут руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
В настоящее время при заключении контракта с единственным поставщиком требуется обоснование цены контракта во всех случаях, кроме перечисленных в ч. 3 ст. 93 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ. Оно отражается не в плане-графике, а в проекте контракта и отчете. Подчеркнем, что после введения обязанности обосновывать цену контракта в плане-графике в этих случаях обязанность заказчика давать такое обоснование в контракте и отчете сохранится.
В отношении закупок, перечисленных в ч. 3 ст. 93 указанного Закона, обоснование цены контракта необходимо будет приводить только в плане-графике. К таким случаям относится, например, заключение контракта с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб
ГУП РТ «Центр развития закупок РТ» открыло «горячую» линию для консультирования республиканских заказчиков и поставщиков по вопросам осуществления закупок, регламентируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Направить свой вопрос можно по телефону (843) 292-06-98 или по электронной почте zakupki.help@tatar.ru.
Звонки принимаются в рабочие дни с 9 до 17 часов.
Последнее обновление: 11 января 2023 г., 09:20